?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Читатели спрашивают меня, что это за "птица" – линогравюра, из чего вырезается и как печатается. Я решила коротко написать о своем пока еще столь же коротком опыте. Материалов на эту тему в сети много, но, как ни странно, заинтересованному человеку это не всегда помогает. Профи, которые вырезают и печатают феноменальные вещи, статей обычно не пишут, т.к. новичковый этап им уже давно не интересен. Новички и любители пишут охотно, но противоречиво: все печатают на разном и из разного. В итоге все равно приходится идти тропой собственных проб и ошибок. Как всякий новичок, я чувствую смутный зуд поучаствовать в умножении энтропии. Возможно, на мои записки наткнется очередной новичок, и они ему чем-то помогут.

Иллюстрацией послужит моя новая работа для рисовального флешмоба "День крокодила" - птица на букву "З", зуёк-галстучник.

Ringed plover / Зуёк-галстучник



Линогравюра – одна из техник так называемой высокой печати, т.е. рисунок на печатной форме выпуклый (в отличие от глубокой печати, где рисунок "впуклый"). Вырезается печатная форма из линолеума. Обычно рекомендуют линолеум разновидности гомогенный коммерческий либо специальный художественный линолеум, который продается в худмагах. Одноцветная гравюра печатается с одной формы, для многоцветных принято вырезать отдельную форму для каждого цвета. Однако, судя по множеству работ, которые я видела в сети, проблему цветности художники решают по-разному и очень творчески. Кто-то вырезает из линолеума только контурные, черные части рисунка, а цветные пятна наносит на лист перед печатью валиком или кистью, либо подкрашивает оттиск уже после печати. Кто-то рисует акварельные фоны, а поверх печатает фигурки. В общем, смешанные техники дают большой простор для фантазии.

Начинается все, как обычно, с рисунка. Можно рисовать прямо на линолеуме – карандашом или любым материалом, который можно потом смыть водой: фломастером, тушью, гуашью. Учитывайте, что отпечаток получится "зеркальным" по отношению к рисунку на печатной форме. Можно (и даже нужно) сделать не только контурный рисунок, но и заливку/штриховку тех участков, которые должны остаться выпуклыми, чтобы не срезать что-нибудь лишнее. Я сама рисую на бумаге, тщательно прорисовываю все толщины линий, которые должны остаться несрезанными, а потом перевожу карандашный рисунок на линолеум, "проскребая" его с обратной стороны краем ложки или монетки. Видела в сети информацию, что можно перенести на линолеум рисунок, распечатанный на принтере, путем проглаживания утюгом. Пробовала – нулевой результат. Возможно, у автора был другой линолеум или другой принтер. :)



Дальше в дело вступают специальные резцы (штихели). Их режущая поверхность имеет сечение в виде дуги или уголка. Постепенно, кусочками или полосками, все ненужные части линолеума срезаются. Необходимо соблюдать технику безопасности: не ставить пальцы второй руки туда, куда направлено движение резца. Резцы очень острые, если лезвие сорвется и воткнется в палец – мало не покажется!



Ringed plover - work in progress

О форме самой печатной формы. Обычно ее края оставляют прямоугольными/квадратными, если гравюру планируется печатать на офортном станке с валиком (прямой широкий край лучше захватывается валиком) или если это многоцветная гравюра с нескольких форм (легче будет совмещать края форм при печати). Если вы будете печатать одноцветную картинку и вручную (ложкой и т.п.), то рисунок можно обрезать по контуру и сэкономить кучу работы по срезанию линолеума с краев. Но и тогда лучше оставить по краю небольшую полоску, за которую можно при необходимости брать руками уже намазанную краской форму.



На готовую печатную форму специальным жестким резиновым валиком наносится краска. Краски для печатных техник – очень медленно сохнущие. Это удобно в том плане, что при нанесении краски на форму можно не торопиться и сделать все очень тщательно. Однако, если вы в эту краску нечаянно вляпались и не заметили – на вас она тоже не высохнет, и можно успеть "разляпать" ее по всему дому. Будьте внимательны. :) Перед нанесением на форму краска раскатывается на специальном поддоне, куске гладкого пластика или оргстекла так, чтобы ее слой стал ровным. Раскатывание краски требует опыта: раскатанная слишком тонко – даст слабый отпечаток с "проплешинами", слишком толсто – может затечь в мелкие детали гравюры, расплыться вокруг деталей.





При нанесении краски на форму, даже очень аккуратном, она все-таки частенько попадает на места со срезанным верхним слоем, образуя при печати характерные линогравюрные полосочки. Опытные художники умеют использовать их так, чтобы намеренно придать картине эффект небрежности или даже штриховки. Ну а если они вам не нужны, лучше перед печатью прикрыть эти места бумагой. Не знаю, реально ли полностью стереть такие полоски с намазанной формы. У меня не получалось – краска очень "липучая", все равно хоть немного, но остается.





Намазанная форма краской вверх выравнивается на листе бумаги, равном по размеру тому, на котором будем печатать. Традиционно у работ в печатной технике принято оставлять довольно большие поля, или как минимум нижнее поле, на котором будет стоять подпись. Потом сверху аккуратно накладывается лист для печати и проглаживается руками, чтобы прилип.



Дальше этот "бутерброд" отправляется в печатный станок либо "прокатывается" вручную – ложкой, деревянной лопаткой, гладким булыжником – кто что предпочитает. Если слой краски был раскатан тонко, то при этом могут потребоваться очень значительные физические усилия по ее переносу на бумагу. В процессе накатки можно аккуратно приподнимать один край бумаги, придерживая за другой, чтобы посмотреть, как получается отпечаток.

В некоторых крупных городах есть печатные мастерские, которые платно сделают отпечатки с ваших форм на настоящем офортном станке размером с большой стол. Тут о качестве можно даже не беспокоиться – печатать будет профи.

Когда отпечаток готов, он снимается с печатной формы и кладется или вешается на просушку. В зависимости от использованной краски этот процесс может иметь разную длительность – от пары часов до недели.



Работа в любой печатной технике должна, если по-честному, иметь заранее определенный тираж, который указывается на каждом отпечатке, а сами отпечатки нумеруются. Подпись к отпечатку делается на нижнем поле твердым карандашом и обычно выглядит так:



Есть также более длинный вариант подписи, который включает в себя кодовое обозначение печатной техники и год создания работы.

О том, какие я пробовала материалы и инструменты и где их купить, напишу в следующий раз (или разы).

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
kubasse
Aug. 2nd, 2018 06:48 am (UTC)
Можно использовать скалку для прокатки :о))
greenfinchh
Aug. 2nd, 2018 06:51 am (UTC)
Теоретически можно - в зависимости от конечных целей. Прокатывание скалкой будет немного смещать бумагу и смазывать отпечаток. Поэтому для четких краев этот способ не подходит, но если эффект смазанности допустим, то можно попробовать.
kubasse
Aug. 3rd, 2018 06:23 am (UTC)
Бумажку можно закрепить, чтобы не ездила.
xenia_ok
Aug. 2nd, 2018 08:13 am (UTC)
Сама форма для печати уже красиво и декоративно смотрится, спасибо за подробный мастеркласс ;)
greenfinchh
Aug. 2nd, 2018 10:38 am (UTC)
Это только пока она свежевырезанная и не заляпана красками. :D Там кое-где они уже не смываются.
asja_nikova
Aug. 2nd, 2018 10:55 am (UTC)
Очень интересно было, спасибо! Техника такая ... к экспериментам зовущая. Но трудоемкость и временноемкость отпугивают, конечно.
Зуек прелестный! С Вами вот так незаметно всех птиц и выучу.
greenfinchh
Aug. 2nd, 2018 12:43 pm (UTC)
Мне очень приятно, когда кто-то интересуется птицами! :) Я их люблю так же, как все остальные - котиков. :D
asja_nikova
Aug. 2nd, 2018 12:48 pm (UTC)
Котиков я, конечно же, очень люблю, а птиц я просто раньше мало знала.
Хотя у нас были попугайчики, и ворон Карлуша. А у бабушки подобрыш - жако по имени Гоша.
Но вот с дикими птицами как-то отношения не складывались.
Кстати, я коллекционирую винтажные игрушки, и среди резиновых товарищей есть два таких классных -


greenfinchh
Aug. 2nd, 2018 12:53 pm (UTC)
Симпатяги! Первый, наверное, удод. Какие шикарные в вашей семье были питомцы - и ворон, и жако! Я бы тоже с удовольствием подобрала такое сокровище. :))
asja_nikova
Aug. 2nd, 2018 12:54 pm (UTC)
Мой дядя - настоящий доктор Айболит, хотя моряк гражданского флота. У нас еще перепелка была, которую он ухитрился подобрать в центре города. Короче, раненое зверье его само находит. )))
6ruk
Aug. 2nd, 2018 12:27 pm (UTC)
Мне тоже форма нравится, она уже сама как арт-объект. Этот шевелящийся полосочками фон, как у Ван Гога.))
Спасибо за рассказ, интересно было почитать. Я как-то один раз ходила на мастер-класс по линогравюре, хорошо хоть пальцы не изрезала, с моими-то уменьями, только мозоли наработала)) Такие ручные техники, конечно, имеют свой шарм.
greenfinchh
Aug. 2nd, 2018 12:39 pm (UTC)
Да, что-то в них есть... И медитативный момент, и любопытство: каким он будет, этот отпечаток? Легкость резания (и безопасность пальцев) еще во многом зависит от качества линолеума и резца: когда линолеум мягкий, а резец хорошо заточен, он режет плавно и редко срывается. А от мозолей, да, никто не застрахован. :)
hudorozhkina
Aug. 3rd, 2018 07:18 am (UTC)
Как увлекательно! Спасибо за подробный рассказ!
greenfinchh
Aug. 3rd, 2018 10:28 am (UTC)
Рада, что пригодился! :)
kurlapas
Aug. 7th, 2018 05:38 am (UTC)
Маша, спасибо большое за рассказ! Очень интересно!
И соглашусь с предыдущими комментаторами - форма прекрасна сама по себе. Эти тонкие живые полоски.. мм... :)
greenfinchh
Aug. 7th, 2018 08:27 am (UTC)
Я к вашим услугам! :) Рада, что понравился! :)
no_comments33
Aug. 7th, 2018 09:43 am (UTC)
Ваши птицы замечательные!
Спасибо за подробный рассказ! Очень интересно. Не знаю, попробую ли сама, а техника гравюры меня давно завораживала.
greenfinchh
Aug. 7th, 2018 09:56 am (UTC)
Спасибо за добрые слова! :) Будет здорово, если мой пост кого-то вдохновит на свершения!
( 18 comments — Leave a comment )